Ссылки:

Статья в журнале "Звукорежиссёр", #8, 2006

Сертификат APRS

Запись для конкурса Евровидение

Съёмки фильмов в студии

Грамота Главнокомандующего войсками МВД России
8(495) 425- 40- 00

Архив журнала "Звукорежиссёр." #8, 2006 г.

"Музыку делает не техника - музыку делают люди... "
Интервью с Игорем Бабенко

От редакции.
Студия Игоря Бабенко SBI Records (http://www.sbirecords.ru) пользуется заслуженным авторитетом среди музыкантов и продюсеров. Одна из первых больших негосударственных студий, она оснащена прекрасной аппаратурой и относится к классу Hi End, столь редкому у нас.
Разговор с Игорем намечался давно, и наконец, в разгар лета мы нашли время и возможность встретиться. Надеемся, эта беседа будет интересна нашим читателям.

Анатолий Вейценфельд: - Расскажите о Вашей студии. Как все начиналось?

Игорь Бабенко: - Это был 1989 год. Приехали сюда, в кинотеатр "Ханой", увидели помещение - по колено воды и мусора. Все это начали убирать. Вот тут, где сейчас мастеринг, - все было забито, а поверх бетон и трубы. Днем кино шло, нельзя было работать, только ночью. Отбойными молотками все это выбивали. И где-то уже в 91-м стояла большая студия - вот так постепенно, за 2-3 года, мы все убрали и строились вплоть до 93-го года.

- Аналоговая была студия?

- Да, аналоговая. Был пульт Soundcraft 6000, магнитофон Otari MTR-90. Потом решили улучшать студию, закупили пульт Neve на 96 каналов, магнитофоны Studer А820 2" на 24 канала, 3 штуки. Пульт Neve я купил в Лондоне, приехала команда Питера Гэбриэла и устанавливала его. Фотографии есть.

- Ставилась задача изначально - студия будет именно пишущая, продакшн?

- Да. Только запись. Десять лет мы занимались только записью, исключительно записью и мастерингом.

- А мастеринг у вас потом появился?

- Нет. Я могу сказать, что это слово я самый первый среди музыкантов принес сюда. И мы начали заниматься мастерингом, и Субботин... У меня конвертеры PrismSound 24-битные стояли, когда везде еще 20-битные были. И потом уже мы заказали все для мастеринга: эквалайзеры, компрессоры… Потом началась эра цифры. Все начали работать в цифре, и возникла идея - поставить еще оборудование…

- А мастеринг в самом начале на чем делался?

- На "Тракте". На станции питерской фирмы "Тракт". У нас было много плагинов, которые были впервые сделаны именно "Трактом". У нас первый частотный фейдинг был, а также стереоимиджер, 256-полосный эквалайзер плюс 256-полосный анализатор спектра, азимут- корректор, шестиполосный параметрический эквалайзер, неограниченная отмена - и все это в системе DOS! Этот комплекс создал Стас Карякин, которому я давал задание: "А можно сделать это так, чтобы и фейд уходил, и частоту можно было менять?". И "Тракт" делал это. И у них была первая станция с 32-разрядным цифровым процессором обработки сигнала с плавающей точкой. Ведь Pro Tools был тогда с фиксированной разрядностью.

- И, значит, вы работали на "Тракте" с вот этих больших аналоговых магнитофонов?

- Да, форматы у нас были все, включая DAT-магнитофоны, я же первый DAT привез в страну, это был "тысячник" Sony, все смотрели на него, как на чудо. Потом мы провели эксперимент. Я говорю: "Давай параллельно запишем и на DAT, и на четвертьдюймовую ленту". И когда мы услышали разницу, мы сразу сказали: "DATу - нет". Он был просто как источник, клиенты на мастеринг приносили большинство записей на DAT, а мы сами сводили параллельно и на DAT, и в Pro Tools, и на аналоговую ленту. Но вот после этого сравнения… Всегда нужно как сравнивать? Объективно - через один и тот же усилитель, на одной и той же акустике. А то люди приходят, знаете: "А у меня дома лучше звучит!". Или приходят: "Уберите с "бочки", пожалуйста, реверберацию, хвост уберите". Мы тогда отвечаем: "Подождите, вы нам ее дали на сведение такую, с хвостом!". "Нет!" - "У вас дома что?" - "Маленькие колонки". - "Да вы там этот хвост не слышали просто!".

- А на U-matic, скажем, писали?

- И на U-matic писали, да, было… "Мелодия" работала на U-matic, и мы тоже так делали. Некоторые проекты нам заказывали именно под U-matic.

- То есть, мастер - любой?


Аналоговые магнитофоны
- Да, есть и кассетники профессиональные Tascam 122 mkII, профессиональный мини-диск Denon, стереомагнитофоны: ламповый Studer C-37, также Ampex 440С полудюймовый и Tascam MTR-60 тоже полудюймовый. Вот сейчас думаем, один Studer С-37 (у меня их три) сделать все-таки дюймовый…

- Ну а реально могут быть у нас заказчики на такие вещи, как дюймовый мастер?

- А я, что, лэйбл? Мне самое главное - записать артиста и отмастерить эту запись, сделать ему классный звук. А заказчики… Сейчас у нас есть четыре магнитофона, полудюймовые "Ампексы", Овчинников забирает два на "Мосфильм", и остаются еще два. Я просто говорю: "Возьмите, попробуйте, вы почувствуете разницу. А потом только с лентой приходите на мастеринг".

- А калибровку делаете?

- Да, умеем. Вот некоторые приходят, я говорю: "Как ты уровень смотрел? У тебя ж все криво". Он: "А зачем смотреть? Я ушами!". Я: "Так посмотри, у тебя перекос. Купи индикатор!". Он: "А зачем? Он же стоит денег…". Ни у кого же нет ни индикаторов, ни гониометров!

- ЛИМы даже не у всех есть…

- А вот у меня есть все тестовые ленты: на четверть дюйма, полдюйма, два дюйма. Купил в Америке специально. Купил новые, свежие. Пользованные - это уже не то. Так же, как софт. Все с колотым работают - а мы работаем с нормальным лицензионным софтом.

Рэки с приборами обработки

- А на сегодняшний день, больше аналоговая или цифровая студия загружена?

- Аналоговая. Люди приходят, нужно им хорошо прописать вокал, барабаны… И мы пишем барабаны и "живые" инструменты. "Живые" еще можно где-то записать, но барабаны на кухне не запишешь! И чтобы записать вокал, надо еще что-то уметь и знать. Нужен серьезный парк микрофонов. У меня примерно сорок микрофонов. А некоторые приходят, мы ставим микрофон, я говорю: "А может, поищем, подберем микрофон?". А они: "Не надо, время!". Поэтому сейчас мы ушли от повременки.

- Работаете с проектами?

- Да, сейчас мы просто проект "под ключ" делаем. От написания песни, аранжировки, текста песни, до съемки клипов, раскрутки по всем каналам радио и телевидения, в прессе и на презентациях. И выпуска компакт-диска.

- То есть ваш центр - практически, продюсерский?

- Да. И люди, которые снимают клипы, работают только на Kodak, все как положено.

- А, скажем, с лейблами какими-то определенными работаете?

- Лейблы… Теперь уже и те, кто в туалетах и в ванных работают, называются "лейблы". Лейблы раньше все делали здесь, а потом… Потом пошел "мастеринг на РС"… Кое-кто из тех, кто у меня работал, посмотрели всю эту технологию и клиентов перетянули… "Зачем ты будешь здесь платить, в студии, если ты можешь прийти ко мне домой и это сделать". Но после того как они ушли, они же приходят ко мне и спрашивают: "А почему ты так плохо мастеринг делаешь?". Я говорю: "Подождите! Я мастеринг делаю сейчас хитро. Этикетка моя есть?" (Тут Игорь Бабенко показал рулон фирменных этикеток с надписью SBI Records).
"Нету". Если на диске есть моя этикетка - да, это делал я, все претензии принимаются.
Но большинство приносит диски без них, и я говорю: "Это не я делал".
"А сказали, что Вы делали". -"Извините, если этикетки нет, у меня это не может быть сделано. Я даже на копиях ее клею".

- А на сегодняшний день студия чем больше занимается - мастерингом или записью?

- Записью, живой записью. Вот сейчас два шансонных альбома, три роковых альбома. Мурманск, группа Banana Skin, грандж-поп группа КАRМА, группа К-700, Юра Маковей, исполнитель. Один альбом мы ему уже записали, вот сейчас он приезжает второй заканчивать. Допишет вокал, а дальше останется сведение. Еще новый проект - девочка Саша Комарова, но это не та певица, "просто Саша", которая уже известная… Эти только начинают. Четыре песни мы начали делать.

Аналоговая студия

- А кто их продюсирует?

- Тексты, музыку - наши люди, которые работают со мной. Потому что мы делаем "под ключ". Мы спрашиваем заказчика: "Тексты есть? Музыка есть?" - "Нету". Мы тогда садимся, и заказчик выбирает до тех пор, пока ему не понравится что-то.

- То есть с молодыми исполнителями тоже работаете?

- Да. Некоторых молодых нам привели Стивен Фримен и Рик Кларк, которые поставили мюзикл "Чикаго" по всему миру. Мы как раз записывали здесь вокал. И тоже была пара инцидентов.
Приходит иностранный гость… А мой звукорежиссер все время что-то подкручивает. Иностранец встает: "Ай эм продьюсер!". Вы здесь, типа, молчите и слушайте меня. Но мой звукорежиссер Анатолий Мешаев мне говорит: "Да они же не слышат. Лажа, а они все это пишут. И говорят: все хорошо, все хорошо". И когда он все-таки свой вариант "вырулил", и показал им… Они вдвоем как встали, в ладоши захлопали и после этого уже не кричали: "Ай эм продьюсер!".
Потом второй эпизод. Там вступает вокал, с затакта. Тут Мешаев говорит: "Я тридцать пять лет музыкант. Я никогда в жизни не вступлю с затакта правильно. Нужно такт полностью". Они молчат. Потом к концу, когда сброс уже делали: "Ну поставь полный такт".

- Какие жанры, составы пишутся?

- Из последних работ мы записали два альбома "Сплин", "Би-2" (песня "Серебро"), два альбома группы "Алексин", альбомы упоминавшихся групп Banana Skin, KARMA, ELLIS, 7-Б, альбомы групп TOTAL, Золотое кольцо, альбом Иосифа Кобзона…

- Много групп! Значит, полностью "живую" группу одновременно можете здесь писать?

- Да. Мы писали блюзовые команды, я просто сейчас названий не помню. Так они писались все сразу, одновременно, как на сцене.

- А электронные проекты, где много синтезаторов, MIDI…?

- У нас есть собственный проект "Множество Единое" - все религии мира. Это двойной альбом. Там было всего-то семплер Akai, Kurzweil и компьютер Atari 1040. Все музыканты, даже после концерта когда едут, говорят: "Давайте включим бабенковскую музыку". Мы раздали многим, тем же "Сплинам". Это такая медитация, но она сделана в современных ритмах. Это нужно послушать… Автор и композитор Наиль Бикбаев. Вот он все это придумал.

- Это электроника?

- Да.

- И это здесь делалось? На вашем музыкальном оборудовании?

- Да.

- А у вас какая электроника?

- Четыре Akai 1000, Oberheim ОВ-8… Мы как-то сравнивали, был у нас такой спор… Взяли все: Akai 5000, 6000, 3000, 1000, и эмуляторы, и Kurzweil. Лучше всего звучали Kurzweil и Akai 1000. Просто, может, памяти мало у "тысячного"…

- Там и редакция у старших моделей более развитая…

- Нет, я про звук говорю, мы же выставляли один и тот же звук. Семпл загружали один и тот же, чтобы послушать…

- Ну откуда там может быть такая разница, в ЦАПах, что ли?

- Ну конечно, в ЦАПах.

- Это же дорогие семплеры, шеститысячные-то!

- Они, может, дороже отчего? От того, что там памяти больше, полифонии… Но звук… От звука они ушли. Сервиса больше стало, удобств, но звука-то не стало… Также можно сказать, что все ушли в MP3, а что, он лучше?! Все равно, что сравнить MP3, CD и винил. Или ленту…

- А surround вы уже пишете?

- Да. Surround мы пишем, но он пока для себя, для внутреннего архива.

- Впрок, так сказать? А почему? Не издается?

- Да, заказчиков нет пока, мы для себя все это делаем…

- А на что вы пишете? В каком формате? DVD?

- 5.1. Мы сводим на восемь каналов, сразу восемь… DVD - да, делаем. Мы сделали DVD-альбом "Поездка в Москву" Гребенщикова, авторинг я лично делал. Потом сделали DVD народной артистке Украины Оксане Билозир, а также мини-DVD для одной группы, у них там было пять клипов… Но у большинства исполнителей или не хватает материала, или не готовы… А когда им говоришь про surround, то отвечают: "А зачем он нужен?". Но! В новых своих проектах мы все файлы специально сохраняем, потому что я всегда говорю исполнителям: "Твой же проект! Возьми ленту. Может, завтра что-то поменяется!". Нет, не хочет… Но все мои проекты, несколько десятков лент - все стоят у меня на полках, потому что завтра они могут потребоваться…

- Все мультитреки?

- Все мультитреки. Все роковые команды мои там. Группа "Ellis", не путать с "Алисой" Кинчева… Здесь ее никто не знает, зато работают во Франции, в Европе, там их знают. Вот третий альбом их записали, я им говорю: "Запишите на русском языке, пора уже!". Что-то они писали, писали… Потом прихожу, говорю: "Ну, включайте, послушаем". И опять все на английском! (Смех…)

- У Вас, как я вижу, только компьютеры Macintosh используются?

- Да! Только Маки! В большой студии два Макинтоша, в цифровой студии еще два и два Макинтоша на мастеринге. И еще один "блуждающий" портативный - PowerBook G4 17".

- А какие программы используете?

- Sonic Solutions на мастеринге, пятая версия, старая уже… Мы нового ничего не брали. В каждой студии стоит тоже Pro Tools, стоит Emagic Logic. Cubase не пользуемся. Потому что последний раз мы купили Cubase SX, попробовали его, сравнили с Logic и продали этот ключ к Cubase за триста долларов, купили за шестьсот, продали за триста. Не нужен нам Cubase!

- Значит, Emagic используется с "железом" Pro Tools?

- Да.

- То есть собственным "протулзовским" софтом не пользуетесь? Говорят, в Pro Tools есть вещи, которые лучше, чем у Logic.

- Какие? А кто говорит?

- А твой же приятель Осинский, например… Говорит, что лучше по звуковой редакции, по монтажу…

- Нет, я не согласен. Опять же - кто к чему привык. В "Лоджике" есть все. На Западе я видел знаешь что?! Я прохожу на одной студии мимо мусорника, гляжу, стоят две инструкции вместе с софтом на CD от "Протулза", спрашиваю: "А зачем вы выбрасываете?!". А мне говорят: "А мы от Pro Tools покупаем только платы. Ставим их, а софт используем именно "лоджиковский", а интерфейсы мы покупаем только PrismSound или Apogee". Там даже третьего не было кандидата по софту. Вот такой звуковой тракт, я считаю - лучший. Некоторые тоже приходят и говорят: "А я вот пишу через пульт…". Многие сейчас пишут через пульт! "Кто это тебя научил так?" - "Так все ж так пишут!"

- Через пульт куда?

- На магнитофон. Они делают запись через пульт на магнитофон. Я такому говорю: "Микрофон должен включаться в преамп, можно через компрессор… А если тебе нужно в цифру, то бери хороший АЦП и включай его прямо на карту… И так же прямо на магнитофон пишешь, а уж потом на выходы даешь и в пульт. Чем меньше линейка, короче тракт, тем лучше качество. Но если у тебя стоит микрофон классный, а провод плохой…".
Они еще ведь в проводах не разбираются… Покупают, что дешевле. "А вот я купил провод…" Я говорю: "Так он же хуже. Он и по шумам хуже, и по всему…".

- Есть же классы студий, это дешевое - в стартового уровня студию…

- Нет, я понимаю - дешевая техника… Но если человек спрашивает, что будет лучше - Focusrite или Tube-Tech, - а потом идет, покупает РС и садится на кухне с плагинами… Я такому говорю: "Чем больше ты ставишь плагинов, тем больше ты убиваешь звук".

- А студия у вас с самого начала, после Atari, на Макинтошах, или на РС тоже была какая-то работа?

- С РС было единственное - мы начинали мастеринг делать на РС.

- На "Тракте"?

- Да, "Тракт". Хотя мы сравнили - на тот момент был SADiE, он был в "Триарии", там на нем Егор Руденко работал… Так вот - "Тракт" был выигрышнее. Но тут дефолт - и все…

- "Тракт" вроде еще до дефолта ушел в радионаправление…

- Не совсем. Я вел аудионаправление в "Тракте"… Но в какой-то момент стало ясно - мы уже так отстали! Потому что есть уже и Pro Tools, и Logic, и Cubase… И эту тему "Тракт" закрыл, но расширил направление автоматизации радио, совместно с немецкой фирмой R.Barth KG, и осуществил проект с немецкой фирмой C-LAB по разработке и производству синхронизатора Time Maсhine.

- В системах "Тракт" же раньше все под DOSом было?

- Да, все было под DOSом, и радиостанция, а сейчас все под Windows. И сейчас эти рабочие станции "Тракт" для радио купили Карлсруэ, Берлин, Франкфурт-на-Майне… У них на радио стоят трактовские станции!

- Значит, у вас были "трактовские" станции. А после "Тракта" вы перешли уже на Макинтоши?

- Нет, не после, а параллельно с "Трактом" мы работали на Sonic Solutions. У нас был Стас Карякин, очень хороший инженер, и Паша Скоропунов потом появился. И вот они менялись: если кто-то работает на одной станции, то другой изучает эту станцию и наоборот. А так - сейчас у нас везде Macintosh… Мы тоже здесь занимались озвучкой фильмов, мультиков. Полнометражный мультик, который Дэвид Шуфутинский, сын Михаила Шуфутинского, привозил дублировать из Голливуда, он называется "Анастасия".

Компьютеры Macintosh в аналоговой студии

- А сейчас у вас с видео много работы?

- Нет.

- Я смотрю, у вас есть Betacam…

- А это мы сами занимаемся, опять же - изучаем программы, делаем DVD.

- DVD-Video?

- Да.

- А DVD на чем делаете, на Sonic Solutions?

- Нет. Я делаю видеомонтаж на Final Cut Pro и DVD Studio Pro.

- То есть, программы от Apple?

- Все эппловское. Там много программ. У меня единственный человек, который работает в моей команде на писюшке, - делает графику. А сейчас уже выходит новый Мак, G5, еще быстрее…

- А какие у вас процессоры стоят на Маках, с какими частотами?

- В аналоговой студии стоит 400 МГц, а в цифровой - двухпроцессорный (два по 450).

- То есть, далеко не самые быстрые?

- Не самые, но нам для звука - достаточно. Опять же, если мы пользуемся цифрой, то мы не используем плагины. Вот в чем вопрос! Нам этого вполне хватает. Почему иногда люди переходят полностью на компьютер? Потому что они хотят все сделать в нем…

- Кстати, а обработка у вас по цифре какая?

- QUANTEC 2402, TC Electronic 5000, Eventide DSP4000.

- И это у вас идет исключительно по цифровому каналу?

- Да. И запустили Lexicon 480 еще…

- А там по какому протоколу - AES/EBU?

- SDIF-2. Опять же, мы сравнили те деньги, которые платит клиент, с качеством супердешевой студии. Вот сидит их инженер, я ему говорю: "А вот включи эту обработку и эту!". А он: "Нет, я вот это включу, и все".
К нам иногда приходят и говорят: "А какие у вас плагины?". И я показываю: "Вот наши плагины!" (Игорь Бабенко показал на несколько рэковых стоек с приборами обработки).

- То есть вы работаете с Pro Tools, Logic, но не используете плагины от Pro Tools?

- Да.

- То есть без программной обработки?

- Да. Мы используем Pro Tools как мультитрекер. Исполнители поют, скажем, треков двадцать - мы пишем сначала на ленты, потом скидываем их через Apogee или PrismSоund в компьютер, потом монтируем треки, выстраиваем один трек, а потом, если надо, включается один-единственный плагин в "Лоджике" - Tune. И делается трек. Вот группа "Семь Б", слышали?

- Слышал, да…

- Так вот, этот Ваня писал каждую песню. Послушайте альбом, вы никогда не скажете, он в день пел каждую песню пять часов, всю неделю. То есть двадцать пять часов он пел, а потом в субботу мы сидели и все это клеили и "тюнили". Каждую песню! И никто никогда не скажет, что это тюнинг! Не будем говорить про "Фабрику звезд-2" - это просто караул! Отдельные исполнители…

- На "Фабрике" другая политика, и идеология другая… А используется ли такой способ работы, западного типа, - инженер плюс продюсер, то есть звукорежиссер с продюсером отдельно?

- Конечно! Может быть, мы самые первые начали это делать. Тогда это так не называлось. Все альбомы "Ласкового мая" писались у меня, все. Может, отдельные песни нет, когда их было по стране очень много… Тут наше дело - писать, в ту кухню, туровую, не лезли. Как продюсер всегда сидел Сергей Кузнецов, и предлагал: "А давай так… А если вот так?". Мы сидели все вместе, все эти песни делали совместно. Тогда получался продукт.

- А сейчас?

- А когда человек приходит, и он сам же - и вокалист, и аранжировщик, и продюсер, и звукорежиссер, техник, администратор, директор и менеджер!!! Вот он заходит, и с порога: "Дрянь студия!" Я говорю: "Стоп! Хочешь, мы сейчас вызовем Алана Парсонса? Я могу любого продюсера вызвонить. Только ты заплатишь ему пять тысяч фунтов минимум? Он тебе сведет, и если ты скажешь, что это плохо, вот тогда мы скажем, что студия плохая". Вот журнал APRS (издание Association of Professional Recording Service - прим. ред.), последний, за 2003 год. Только я один остался в этой Ассоциации из бывшего СССР.
Опять же, какие-то хорошие работы, хорошие проекты попадают иногда людям, которые недостаточно компетентны, или просто имя играет роль…

- Вновь о принципе парной работы продюсера и инженера, даже когда инженер и звукорежиссер в одном лице - есть ли у нас достаточно компетентные саунд-продюсеры, которые могут отработать по западному?

- Я думаю, мало. Потому что все путают слово "продюсер" со словом "менеджер". Вот приходит один: "Я - продюсер!". Я говорю: "Не продюсер ты, а кошелек!".
Да, вот такой приходит: "Вот я - продюсер!". Он сделал и продал сейчас группу (назовем ее условно "Куку"), я говорю: "А деньги нам отдай хотя бы за студию". Деньги он получил реально, а нам ничего не отдал, хотя сидел мой человек и делал этот проект. А теперь он называет себя продюсером. А делал все мой звукорежиссер!

- Каков Ваш подход к контрольной акустике?

- Я всегда поражаюсь, как люди покупают мониторы. Я говорю: "Как ты покупаешь акустику? По каким параметрам?". А он объяснить даже толком не может! Эх, сколько у меня было мониторов, я их выкидывал эшелонами… Так я их и брал эшелонами - бесплатно на тестирование. Ставлю колонки, беру проигрыватель, одну и ту же тестовую пластинку, которую я знаю, и слушаю - планы, объемы, сколько и как можно услышать инструментов. Ставлю другие - объем пропал, планы все какие-то не такие, тембр какой-то не тот… Вот так и выбирается акустика.
Или, например, усилители. Если ты покупаешь неактивные колонки, то еще усилитель нужно подобрать к нему! Я вон к своим мониторам Quested кучу усилителей ставил, слушал… По моей "наводке" Кальянов и Юрий Антонов купили Crown Reference… Купили и говорят: "А чего ж ты себе не купил?". А я говорю: "Так я ж вам сказал, что это хороший усилитель, но я же не сказал, что его надо покупать!".

- А как вообще?

- Очень хороший! Но там у них есть новая серия. Опять же, в Мюнхене на выставке наш стенд был напротив KRK. Вот они чего-то там настраивали, настраивали… Но у KRK очень упало качество. Я купил вторую пару KRK - звук другой! Потом, оказалось (фирма ответила), что они поменяли пищалки, было до 20 кГц, стало 22 кГц. И звука не стало! А люди покупают эти колонки… Так их слушать сначала нужно! У них название одно и то же может быть, а звук другой!
Так вот, мы подошли на выставке, я хожу, хожу, прислушиваюсь - что-то не то… А когда все закончилось, я подошел и говорю: "Вруби систему!". Он как врубил! Большие мониторы дальнего плана - три полосы, три усилителя, с процессором… Я такого звука не слышал - просто улет… Посетители ушли уже, а со всех стендов все сбежались - такой звук… Но опять же - усилители подобраны, пришел инженер, импульсными щелчками все протестировали с ноутбуком, установили параметры… Я и сбоку стоял, и по центру стоял… Классно было!

- Помимо мастеринга, Вы много делаете реставрации?

- Много.

- И на чем?

- Sonic Solutions, NoNoise. Мы тут уже отработали технологию, приноровились. Берется фрагмент шума, примерно пятнадцать секунд, делается тест, ищется алгоритм, а потом уже на пересчет ставится. Некоторые просят: "А можно убить еще и этот шум?" Мы говорим: "Можно убить, но звука не будет. Шума не будет - но звука тоже не будет". Они ж не понимают, что шум - это тоже звук. Вычистите фанеру, а потом добавьте туда шуму, и появится окраска.

Студия мастеринга

- Сейчас же Digidesign купил NoNoise у Sonic Solutions… Теперь он существует как плагин в Pro Tools.

- Я всегда говорил: комбайн замечательным не будет! Что-то будет отлично работать, что-то не очень… Потому я сделал полностью аналоговую студию плюс к ней полностью цифровую, и две студии мастеринга: полностью аналоговую и полностью цифровую. Но мы всегда, когда нам приносят ленту, стараемся все сделать в аналоге - это звук, компрессоры лучше работают и эквализация такая живая… Мы сравнивали Avalon (кстати, очень дорогой), включили, кнопочку bypass отжимаем: еще ничего не делается, ничего не трогали, все по нулям стоит - а он уже звук портит… SONTEC MES-432C/6 включили, и вот первый плюс - что уже в bypass он не портит звук. Мы на Avalon верх на два децибела подняли - верх какой-то стал резкий… А тут мы поднимаем, поднимаем, до конца подняли - просто "воздух" дает!
Все приходят и спрашивают: "А чего у тебя столько компрессоров и эквалайзеров?". Просто под каждую задачу - свой!

- А по цифре какая частота - 96 кГц?

- Не всегда. Опять же - кто в чем приносит. Кто-то приносит 44.

- А сами на какой частоте пишете?

- Сами мы пишем 48 кГц. Потому что в итоге мы отдаем 44. Но, опять же, мы пишем что? Только вокал. И то мы пишем его на ленту, а потом цифруем. Мы же прямо не пишем.

- А вот вопрос, связанный с внешними цифровыми приборами. Вы гоняете цифру туда-сюда. С джиттером проблем не возникает?

- С джиттером - да, борьба жуткая. Но можно, борясь, переусердствовать и еще хуже сделать.

- Вопрос по реставрации, который обсуждается уже несколько лет, с тех пор, как вышло морозовское переиздание "Песняров", восемь дисков выпускал Moroz Records. Поклонники ансамбля много всяких гадостей говорили и про Moroz, и, естественно, досталось тем, кто делал реставрацию… Хотелось бы получить эту информацию из первых рук…

- Представляешь, я "Песняров" услышал первый раз во Львове в 1969 году, когда они еще назывались "Лявонами". Помню, они пели "По диким степям Забайкалья", а потом обком партии запретил ее петь… Так что уж их-то музыку я знаю с самого начала, и кто это такие, мне объяснять не надо было.
Но ты знаешь, что мне принесли? Четвертьдюймовую ленту на девятой скорости! Четыре канала, две стороны… катушку надо было переворачивать.

- А-а! Бытовые пленки?

- Да! Бытовые! Я же еще магнитофон для этого проекта специально купил! У меня не было магнитофона бытового!
В общем, все записи принесли на скорости 9 см/с.

- Там же были и песни, записанные в студиях…

- Но лент студийных не было! Мы даже тогда сказали заместителю Морозова: "Будет позор! Народ будет плеваться!". Они говорят: "Нам без разницы! Нам нужно, чтобы было дешевле". Я говорю: "Дайте объявление. Вам люди принесут хотя бы пластинки. И скажите - кто нам принес пластинку, тем подарим компакты". Они даже этого не сделали.
Даже Саша Демешко, бывший барабанщик "Песняров", который в качестве технического директора сидел здесь. Мы ему говорим: "Ты что, не слышишь? Исходники - полная дрянь!".
Он: "Других нет! Делайте из того, что есть!".
Мы сказали ему: "Будут претензии", - и вот претензии пошли сразу же…
Он потом звонит: "До нас уже слухи дошли, что люди возмущаются…".
"Но мы ж это тебе сразу сказали! До того!".

- Надо было не писать свои фамилии. А так - на диске написано: реставрация - Павел Скоропунов, мастеринг - студия Игоря Бабенко. И что теперь люди говорят? Кто это все испортил? Не Демешко! А Скоропунов…

- Я могу, знаешь, что сказать? Что в большинстве случаев, когда делаются такие работы, никто не пишет, кто это делает. Вообще ничего не пишут. Знаешь, мы сколько Пугачеву переделывали? Три раза! Потому что принесли такое… И говорят: "Нету фонограмм, работайте с этим!". Сделали. Потом покойному Юдову говорим: "Все-таки давай ищи!". Он пошел, принес еще записи, опять мы переделали.

- Возвратимся к теме "морозовского"издания "Песняров". Там есть любительские записи, но там есть и студийные записи… Почему они не взяли ни из "Мелодии", ни из ГТРФ, там ведь есть нормальные мастер-ленты? Половина вещей писалась на "Мелодии", если не больше… Там нигде не упоминается "Мелодия", нет копирайта… Они, что, просто пожадничали туда обратиться?

- Я не знаю. Все, что отобрали, все нам принесли. И говорят: "Делайте! Другого нет и не будет!".

- А в некоторых треках запись явно студийная, но верхняя середина поползла вверх от двадцатилетнего хранения.

- О чем и говорю! А мы получились крайние! Имя зарабатывается годами, а потом какой-то… Почему мы раньше делали мастеринг почасовой, а теперь нет? Потому что не успеваешь, не доведено еще до нужной кондиции, а заказчик уже говорит: "Оставляйте так". А потом он не говорит публике, что денег не заплатил, сколько надо, а говорит, что "так сделали в студии"!

- Меня вот тоже спрашивали: "Почему так сделано?". Я говорю, что в студии Бабенко очень хороший, дорогой аппарат. А почему так звучит, я сказать не могу, мне надо для этого поговорить с людьми и выяснить.
А кстати - почему на "Александрине" финал вообще на четверть тона вниз поплыл, как будто просто пальцем остановили бобину?

- Оригинал такой был! Так было на их катушке…

- Так возьмите виниловую пластинку, там ничего не плывет. Там может быть треск, так это убирается…

- Конечно, пускай будет с треском, но будет сочный звук! То же самое было, когда мы делали 33 альбома Высоцкого. А у "Песняров" еще записи любительские были… Ой, какие записи у нас были! С пульта записано, каким-то любителем! Вот такие…

- С осыпанной эмульсией, это слышно.

- Да-да. Я им тогда еще говорил, что скандал будет.

- Теперь до сих пор скандал этот продолжается. Коллекция "Песняров" от "Moroz" уже стала именем нарицательным в смысле плохого звучания.

- Короче, подставили нас…

- Да вы сами подставились, не надо было разрешать свои имена писать. На телевидении бывает - люди свои фамилии из титров снимают, если недовольны результатом…

- Да, вот мы про продюсеров вспоминали. Знаешь, как еще бывает? Он приходит, слушает и говорит: "Ой! Я деньги забыл". Потом он уходит, и все это воспроизводит у себя или делает в другой, более дешевой студии.
А бывает и так - многие артисты говорят: "Бабенко! Ты чего так много денег берешь?". Я говорю: "Как я много денег беру? У меня как стоила песня 50 условных единиц, так она и стоит". "Как пятьдесят?! Сто стоит!" - "Кто тебе сказал?!".
Они что делали, эти "продюсеры" - они брали у артистов альбомы, приходили ко мне, отдавали мне пятьдесят за песню, а с артиста за песню брали сто.
"Но ты же меня знаешь, почему сам не узнал, сколько?" - "А мне продюсер сказал не звонить тебе!".

- Да, беда с продюсерами. Так все-таки, продюсер - кто это?

- Я уже сказал, вот менеджер приходит и говорит: "Я могу быть продюсером?". Я говорю: "Ты чего приносишь, деньги? Так ты - кошелек! Только кошелек!". А он: "А на продюсера как выучиться?". "Как, как?! В Консерваторию! Заходишь в консерваторию, изучаешь теорию, гармонию, композицию, оркестровку… Ты должен знать всю музыку и все в музыке. Что такое продюсер? Ты должен поставить двадцать человек, дать им музыкальные инструменты и ноты, взять дирижерскую палочку и начать дирижировать. И они играют, а ты регулируешь баланс… И когда ты продюсируешь - ты решаешь: эту партию дать этому, а эту - тому, и т.д. И надо все понимать, что делается, и уметь подсказать, и вмешаться - по делу! Тогда ты можешь быть продюсером. И точно то же самое я имею в виду, когда говорю "звукорежиссер"!

- Кстати, я всегда, когда речь заходит о продюсировании, привожу в пример фразу Феллини: "Фильм готов, осталось его снять". То есть он у него в голове готов! А они приходят в студию - у них нет концепции звука, как это должно звучать. Ты должен уже знать, что ты хочешь получить, а не время тут тратить, крутить ручки - а как это звучит, а как то? И уметь быстро добиться нужного звука! А эксперименты - это дома на компьютере, на синтезаторе, там все поиски…

- Вот именно! Такая ситуация была с Колей Носковым, песня "Я не модный". Все прописали, начали сводить. И тут он говорит: "Мужики! А теперь мне на "бочке" нужно сделать дисторшн".
Я ему: "Коля! А ты до записи не мог это сказать? А то мы ее записали, такую красивую, плотную, круглую, понимаешь?". А он при сведении говорит, что теперь ее нужно сделать с искажениями. А мы бы могли найти какой-нибудь микрофон, что-то уже придумали бы до записи!

- А продюсер еще может сказать: "А если эту "бочку" сделать с дисторшном, то хорошо ли еще это будет звучать?".



- Или приносят на мастеринг, Pink Floyd например: "Вот сделайте мне также!". А мы говорим: "Подожди. Вот ты возьми такого же басиста, или на таком же уровне запиши, тогда получится, что ты хочешь, может, даже лучше".

- Это просто культура, точнее, ее отсутствие. Отсутствие звуковой культуры, понимания сути… Некоторые сейчас не работают, а просто забавляются. Сейчас же много всякой электроники, звуков там столько, заслушаешься, утонешь в этом океане… Ну и что? Надо же уметь выбрать! А когда звучит винегрет - это не продюсеры, это просто баловство…

- А ведь еще продюсер должен знать всех своих "врагов", работающих в этом жанре. Робби Уильямс так сделал, Мадонна так сделала, Бритни Спирс так сделала, Алсу так сделала и т.д. И что-то найти новое. А повторить - это любой дурак может.

- То же самое можно сказать и о композиторах, и об исполнителях, и об аранжировщиках…

- Если появляется имя новое, например Меладзе. Он чем сразу же "убил"? У него был другой вокал, какой-то такой своеобразный… Алсу тоже мы писали первый альбом, и у нее есть изюминка в вокале… Что бы там ни говорили! Песни одни и те же, аранжировки одинаковые, а в вокале "фишечка"-то была… Тем более она такая еще молодая…

- Да, у нее есть культура звука. На Западе, что ли, она ее приобрела, не знаю, но вот этой "совковости" в звуке у нее нет.

- Отсутствие понимания звука - это беда молодых. Вот приходят начинающие исполнители… Я говорю: "Принеси свою фанеру". Приносят - просто караул! И самое главное, берешь десять фирменных записей и нашу самую убитую, делаешь вперемежку нарезку, по 10…15 секунд, и говоришь: "Прослушай и останови! Потом скажешь, какой фрагмент тебе больше всего понравился". Он останавливает на самой убитой и говорит: "Вот это - лучше всего!". И что с ним прикажешь делать?!
А вот любой настоящий музыкант, старый, который реально играл на чем-то - на гитаре, на бас-гитаре, на тромбоне, - он послушает и говорит: "Все нормально". А про убитую запись: "А вот это - дрянь, откуда вы это взяли?".

- Да, это, может быть самая большая проблема! Культура звука, понимание, "что такое хорошо, а что такое плохо" - без этого никуда! И над этим больше всего надо работать!
Что ж, Игорь, спасибо за беседу, желаю вашей студии успеха, много работы, хороших - настоящих! - исполнителей!

И Вам спасибо, и журналу "Звукорежиссер"!

Copyright © 2007-2012 MG-Web (IT-отдел компании "М и Г" с 2008 года)